Проблема, цель, стратегия, тактика. Толкование терминов
С.В.Корчанов
Просто удивительно, насколько сильно замусорены некоторые общие понятия и термины. Здесь мы попытаемся дать простое и четкое понимание терминов проблема, цель, стратегия, и тактика, применительно к управленческим задачам. Предлагаемое толкование основано на материалах Школы бизнеса Открытого университета.
Проблема — это разрыв между текущим и желаемым состоянием объекта (компании, службы, проекта и т.д.). Примеры проблем:
- Недостаточный уровень доходов проекта;
- Необходимость повышения отдачи от рекламной компании;
- Необходимость запуска новой линии оборудования;
- Отсутствие адекватной системы обратной связи от потребителей;
- Слишком большой процент брака.
Следует иметь в виду, что, в соответствии с этим определением, проблема не всегда несет в себе негативный характер. Текущее состояние дел может быть "отличным", но если мы хотим сделать что-то еще лучше, это диагностируется нами как проблема.
В рамках этой логики, цель — это желаемое состояние. Чем четче мы опишем (проясним для себя) желаемое состояние (лучше всего — в терминах SMART), тем точнее становится цель и тем четче мы понимаем проблему.
Стратегии — это пути (способы/направления действий) перевода объекта из текущего состояния в желаемое состояние. Тактика — развернутый план действий по реализации стратегии. Другими словами, стратегии описывают, каким способом мы будет добиваться достижения цели, а тактики — что именно мы будем делать в рамках выбранных стратегий.
ПРИМЕР 1
Мы хотим отправиться в санаторий на Черном море.
Текущее состояние: сегодня находимся дома.
Желаемое состояние (цель): быть в санатории 1-го числа.
Проблема: необходимо переехать из дома в санаторий к 1-му числу.
Стратегии (нужно выбрать одну):
- Лететь самолетом;
- Ехать поездом;
- Отправиться на собственном автомобиле.
Допустим, принимаем первую стратегию. Тактика:
- Купить билет на самолет (утро 1-го);
- Из аэропорта поедем на такси (заказать по телефону).
ПРИМЕР 2
Текущее состояние: реклама нового продукта за месяц дала 5 клиентов.
Желаемое состояние: реклама при тех же затратах должна приводить в компанию не менее 20 клиентов в месяц.
Проблема: недостаточная отдача рекламной кампании.
Цель: Повысить в течение месяца эффективность рекламной кампании в 4 раза при сохранении текущего рекламного бюджета.
Стратегии (принимаем обе):
- Повышение числа первичных контактов;
- Повышение процента контрактов от числа первичных контактов.
Тактики:
К первой стратегии:
- Увеличение числа звонков за счет более грамотной рекламы. Ответственный — Иванов, срок — 10 дней;
- Увеличение числа заходов на сайт за счет контекстной рекламы, ответственный — Петров, срок — 10 дней.
Ко второй стратегии:
- Переделка страниц сайта, более точное побуждение к покупке, ответственный — Сидоров, срок — 10 дней;
- Обучение сотрудников отдела продаж, тренинг по повышению эффективности продаж, ответственный — Белов, срок — 14 дней.
СПЕЦИФИКА
В среде сложилось представление о термине «стратегический», как о чем-то «большом/глобальном». Это так, если мы говорим о долгосрочных («стратегических») целях компании и, возможно, ее миссии (если она так или иначе проявлена). В этом случае стратегии — это пути (общие направления) действий компании по достижению этих долгосрочных целей. Противоречий с представленным определением нет. Понятно, что бессмысленно говорить о стратегиях компании, если у нее нет долгосрочных целей.
Страница: создана 25.03.10Все права защищены. Любая часть этой страницы МОЖЕТ быть воспроизведена в ЛЮБОЙ форме и ЛЮБЫМИ средствами без разрешения владельца авторcких прав ПРИ УСЛОВИИ размещения ссылки на эту страницу. |